Содержание курса
"Работа психолога с участниками боевых действий"
Модуль 1 "Стресс"
Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою.
Психологические факторы, влияющие на восприятие боевой обстановки участником боевых действий.
Внешние социальные факторы.
Внешние боевые факторы.
Внутренний фактор. Психофизиологический.
Внутренний фактор. Психологический.
Виды положительных состояний.
Виды отрицательных состояний.
Варианты психологических состояний участника боевых действий.
Таблица оценки состояния участников боевых действий.
Критическая ситуация.
Виды критических ситуаций.
Стресс.
Фазы стресса.
Виды стресса.
Классификация стресса.
Факторы стресса.
Причины стресса.
Динамика стресса (триада Г.Селье).
Симптомы стресса.
Последствия стресса.
Модель когнитивного оценивания ситуации.
Виды и особенности когнитивного оценивания ситуации.
Копинг-стратегии.
Группы копинг-стратегий.
Отличие Копинг-стратегий от психологических защит.
Основные психологические защиты.
Транзакционная модель стресса.
Характеристики стресс- реакции.
Психофизиология стресса.
Центральная регуляция стрессовых реакций.
Триада физиологических признаков стресса по Г. Селье.
Психофизиологический механизм стресса.
Страх.
Формы страха.
Групповая паника.
Причины паники.
Пути предупреждения паники.
Общий адаптационный синдром.
Стадии развития острого адаптационного синдрома.
Единство психического и соматического.
Адаптация.
Этапы развития адаптационных реакций.
Критерии адаптации.
Копинг.
Группы копинг-стратегий.
Виды копинга.
8 основных копинг-стратегий.
Отличие Копинг-стратегий от психологических защит.
Основные психологические защиты.
Методы нейтрализации стресса.
Поисковая активность.
Фрустрация.
Фрустрация, признаки.
Фрустрационное поведение.
Поведение во фрустрирующей ситуации.
Виды фрустрационного поведения.
Переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации.
Конфликт.
Два основных вида конфликтов.
Граница между ситуациями фрустрации и конфликта.
Критическая конфликтная ситуация.
Кризис.
Переживания в кризисе.
Стадии кризиса.
Схема описания кризиса.
Доминирующие чувства при кризисе.
Депрессивная реакция.
Деструктивные чувства.
Одиночество.
Объём общения при кризисе.
Способы преодоления кризисных реакций.
Типы кризисных ситуаций.
Типы переживаний кризисной ситуации.
Гедонистическое переживание.
Реалистическое переживание.
Ценностное переживание.
Ценностное переживание.
Возможные сочетания типов критической ситуации и типов переживания.
Психическая травма.
Базовые иллюзии личности.
Иллюзия собственного бессмертия.
Иллюзия справедливости.
Иллюзия простоты устройства мира.
Типы личности и стресс.
Истероидный психотип.
Эпилептоидный психотип.
Эмотивный психотип.
Тревожно-мнительный психотип.
Депрессивно-печальный психотип.
Шизоидный психотип.
Гипертимный психотип.
Паранояльный психотип.
Модуль 2 "Формы постстрессовых расстройств"
Острые постстрессовые расстройства.
Отставленные постстрессовые расстройства.
Реакция на острый стресс.
Посттравматическое стрессовое расстройство.
Генерализованное тревожное расстройство.
Диссоциативные расстройства.
Диссоциативная амнезия.
Формы диссоциативной амнезии.
Диссоциативная фуга.
Диссоциативный ступор.
Синдром Ганзера.
Псевдодеменция.
Пуэрилизм.
Диссоциативные расстройства движений и ощущений.
Двигательные расстройства.
Сенсорные расстройства.
Депрессивный эпизод.
Специфическая фобия.
Модуль 3 "Нарушения сознания. Травматические ситуации"
Особенности сознания участников боевых действий.
Ясное сознание.
Суженное сознание.
Варианты аффективно-шоковых реакций.
Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов.
Синдромы расстройства сознания.
Выключение сознания.
Параметры оценки выключения сознания.
Виды выключения сознания.
Помрачение сознания.
Критерии диагностики помрачения сознания.
Виды помраченного сознания.
Сумеречное помрачение сознания.
Признаки сумеречного помрачения сознания.
Простая форма сумеречного помрачения сознания.
Психотическая форма сумеречного помрачения сознания.
Психоз.
Виды психозов.
Параноидная форма помрачения сознания.
Делириозная форма помрачения сознания.
Онейроидная форма помрачения сознания.
Дисфорическая форма помрачения сознания.
Ориентированный вариант.
Типы травматических событий.
Физическая травма.
Психическая травма.
Боевая травма.
Внешние симптомы психотравм.
Психотравмирующие ситуации.
Динамика переживания травматической ситуации.
Модуль 4 "Посттравматическое стрессовое расстройство"
Посттравматическое стрессовое расстройство.
Дистресс.
Факторы, способствующие развитию ПТСР.
Особенности личности и ПТСР.
Критерии ПТСР.
Критерии ПТСР по МКБ-10.
Критерии ПТСР по DSM-4.
Развитие ПТСР.
Комплексное ПТСР (КПТСР).
Теоретические модели ПТСР.
Психодинамические концепции.
Понятие травмы и современный психоанализ.
Когнитивные концепции.
Психосоциальные концепции.
Двухфакторная теория.
Теория патологических ассоциативных эмоциональных цепей.
Мультифакторная концепция.
Симптоматика ПТСР.
Типология ПТСР.
Тревожный тип ПТСР.
Дисфорический тип ПТСР.
Апатический тип ПТСР.
Соматоформный тип ПТСР.
Особенности ПТСР при боевом стрессе.
Течение ПТСР при боевом стрессе.
Особенности ПТСР при небоевом стрессе.
Стадийность течения ПТСР.
Коморбидные расстройства при ПТСР.
Сходство ПТСР и других психопатологических расстройств.
Особенности коморбидных состояний при ПТСР.
Модели аддикции при ПТСР.
Эпидемиология ПТСР.
Причины употребления ПАВ при ПТСР.
Факторы, способствующие формированию аддиктивных расстройств в боевой обстановке.
Модели аддикции при ПТСР.
ПТСР и опиоидная зависимость.
Модуль 5 "Особенность работы психолога"
Общие правила самопомощи психолога.
Противопоказания к психотерапии.
Тактика построения терапевтического альянса с участником боевых действий.
Направленность лечебно-реабилитационных мероприятий.
Прогноз.
Факторы позитивного прогноза.
Запросы участников боевых действий.
Договор с участником боевых действий.
План работы на курс психотерапии.
Психологические особенности участников боевых действий.
Психологические проблемы участников боевых действий.
Психологические особенности бывших военнопленных.
Физические последствия пыток, агрессии и насилия.
Психические последствия пыток, агрессии и насилия.
Социальные последствия пыток, агрессии и насилия.
Факторы, влияющие на тяжесть состояния. Характеристики жертв.
Этапы оказания психологической помощи.
Стадии принятия произошедшего.
Психологическая коррекция реакций, ухудшающих состояние.
Модуль 6 "Методы психотерапии"
Гипнотические методы.
Стадии работы с гипнозом.
Погружение в гипноз.
Углубление гипнотического состояния.
Работа в гипнозе. Ресурсные техники.
Работа в гипнозе. Глубинные техники.
Выведение из гипноза.
Обсуждение после сеанса.
Самогипноз.
Эмоционально- образный подход.
Методы эмоционально-образного подхода.
Метод «Ключ».
Принцип выполнения.
Методы схема-терапии.
Этапы схема-терапии.
Рескриптинг.
НЛП-методы.
Работа с модальностями.
Визуально-кинестетическая диссоциация.
Экспозиционная терапия.
Формы экспозиций.
Нарративная психотерапия.
ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз).
Суть метода ДПДГ.
Фазы ДПДГ.
Программа метода ДПДГ.
Задания ДПДГ.
ТФ-КПТ (травма-фокусированная когнитивно-поведенческая терапия).
Виды мишений при ТФ-КПТ.
Фазы травматерапии.
Когнитивное реконструирование.
Тренинг-прививка от стресса.
Форма тренинга навыков совладания.
Навыки совладания в физическом канале.
Навыки совладания в поведенческом канале.
Навыки совладания в когнитивном канале.
Фармакотерапия при ПТСР.
Практические рекомендации по лечению ПТСР.
Основные цели фармакотерапии при лечении ПТСР.
Рекомендации по фармакотерапии ПТСР.
СИОЗС в терапии ПТСР.
СИОЗСН в терапии ПТСР.
Нормотимики в терапии ПТСР.
Комбинированная фармакотерапия ПТСР.
Практические рекомендации по лечению ПТСР.
Модуль 7 "Работа с семьёй участника боевых действий"
Время после возвращения военнослужащего.
Психологические особенности участников боевых действий.
Ретравматизация членов семьи военнослужащего.
Профилактика ретравматизации членов семей участников боевых действий.
Ориентированность методов помощи семье.
С чем сталкивается семья участника боевых действий.
Причины возникновения проблем.
Особенности работы с семьями участников боевых действий.
Цель работы с семьями участников боевых действий.
Задачи работы с семьями участников боевых действий.
Принципы работы с семьями участников боевых действий.
Информативные параметры семейной системы.
Особенности семей.
Особенности семейной терапии.
Техники работы с семьёй участников боевых действий.
Созависимость.
Виды семейной психотерапии.
Этапы семейной психотерапии.
Цели и задачи семейной терапии.
Психоаналитическая семейная психотерапия.
Цели семейной психоаналитической психотерапии.
Особенности семей.
Методы психоаналитической семейной психотерапии.
Пятиступенчатая стратегия.
Системная семейная психотерапия.
Постулаты системного подхода.
Симптом.
Пять принципов системной семейной психотерапии.
Обратная связь.
Точка входа и выхода.
Нейтральность.
Организмический взгляд на мир.
Круговая причинность.
Жизненный цикл семьи.
Стратегическая семейная психотерапия.
Особенности подхода.
Цикл семьи.
Поведенческая семейная психотерапия.
Причины дисгармонии в семье.
3 группы техник поведенческой психотерапии.
Техники, строящиеся на оперантном обусловливании.
Техники, строящиеся на классическом обусловливании.
Техники когнитивно-аффективного характера.
Супружеский контракт.
Коммуникативная семейная психотерапия.
Основная цель.
Принципы коммуникативной семейной психотерапии.
Цели коммуникативной психотерапии
.
Задачи коммуникативной психотерапии.
Стадии коммуникативной психотерапии.
Супружеская семейная психотерапия.
Техника «Конструктивный спор».
Правила формулирования требований.
Пять стратегий супружеской семейной психотерапии.
Фазы спора.
Принципы открытого брака.
Модуль 8 "Работа с семьёй погибшего участника боевых действий"
Горе.
Виды горя.
Проявления горя утраты.
Синдром утраты.
Виды утрат.
Осознание утраты.
Физическое страдание.
Поглощённость образом умершего.
Чувство вины.
Враждебные реакции.
Утрата прежних естественных моделей поведения.
Идентификация с утратой.
Поведенческие реакции нормального горя.
Чувства.
Физические ощущения.
Мыслительная деятельность.
Эмоциональная сфера.
Когнитивная сфера.
Поведенческая сфера.
Стадии горевания.
Горевание как переживание последовательных задач.
Консультирование горя. Принципы и техники.
Острое горе.
Состояние при известии о гибели.
Помощь на стадии шока.
Интервью.
Стимуляция разговоров об умершем.
Вопросы, которые позволяют выговориться.
Патологическое (осложнённое) горе.
Причины.
Формы осложнённого горя.
Хроническое осложнённое горе.
Конфликтное (преувеличенное) осложнённое горе.
Подавленное (маскированное) осложнённое горе.
Неожиданное осложнённое горе.
Отставленное осложнённое горе.
Отсутствующее осложнённое горе.
Осложнённая утрата.
Стадии горя. «Стадиии крушения мира».
Особенности.
Этапы горевания.
Задачи горевания.
Работа с горем.
Особенности консультирования.
Особенности помощи в остром периоде.
Вопросы, помогающие прояснить ситуацию.
Процесс переживания утраты.
Происходящие изменения.
Техники.
Техника «письмо».
Техника «пустой стул».
Помощь в решении задач горевания.
Что мешает поверить в случившееся.
Преодоление беспомощности.
Переоформление отношений.
Трёхступенчатая модель помощи в остром горе.
Модуль 9 "Работа с детьми погибших участников боевых действий"
Когда следует обратиться за помощью.
Факторы, влияющие на восприятие детьми травмирующих событий.
Патологические реакции у детей.
Особенности детского самосознания.
Стадии развития детского понимания смерти.
1 стадия (до 5 лет).
2 стадия (6-9 лет).
3 стадия (после 9 лет).
Восприятие детьми смерти.
До 3х лет.
В возрасте от 3 до 6 лет.
5-6 лет.
Младшие школьники (7-9 лет).
10-12 летние дети.
Подростки.
Работа психолога с утратой и гореванием в детском возрасте.
Особенности детского горя.
Работа с горем детей.
Преодоление горя детьми как набор заданий.
Общие установки в отношении потери и горя.
Предрассудки, усугубляющие переживание потери и горя.
Работа с детьми, переживающими потерю близкого человека.
Начальный этап работы.
То, что может насторожить в ребенке на этой стадии.
Цели работы.
Свободная игра.
Освоение комнаты.
Мой Дом – моя крепость.
Я вижу, я слышу.
Самый приятный рисунок.
Ощупывание, разглядывание, прислушивание.
Работа с глиной.
Приятный и неприятный цвет.
Самое прекрасное место на свете.
Второй этап работы.
Различные техники и упражнения.
Основная стратегия работы на второй стадии.
Свободная игра.
Третий этап работы.
Рисование взрослого под руководством ребенка.
Серийное рисование.
Вина.
Четвёртый этап работы.
Консультирование взрослых по вопросам переживания потери у детей.
Воспитательные предрассудки, связанные с потерей и горем у детей.
Первая проблема.
Второй предрассудок.
Третий предрассудок.
Что нужно знать взрослым.
Как говорить с детьми о смерти.
Увековечивание памяти.
Направления работы.
Как родители могут помочь ребёнку, пережившему травму.
Как помочь семье, пережившей травму.
Работа с близкими пропавших без вести.
Фаза 1 – хаос и растерянность.
Фаза 2 – поиск пропавших без вести.
Фаза 3 –между надеждой и безнадежностью, недопущение смерти.
Фаза 4 – цепляние за надежду.
Фаза 5 – скрытая скорбь или надежда длиною в жизнь.
Помощь родственникам пропавших без вести.
Модуль 10 "Работа с диагностическими опросниками"
Психодиагностика.
Психологический диагноз.
Методики психодиагностики.
Строго формализованные методики.
Мало формализованные методики.
Проективные методы.
Классификация проективных методик.
Виды тестов, используемых при работе с участниками боевых действий.
Диагностика состояний.
Шкала депрессии Бека.
Шкала для клинической диагностики ПТСР.
Тест на стресс.
Диагностика отношений.
Семейная социограмма.
Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях.
Субъективная оценка межличностных отношений.
Диагностика типа личности.
Личностные опросники.
Опросник Айзенка.
Опросник Леонгарда.
Методика Розенцвейга.
Дополнительные лекции (тариф "Обучение в группе")
Психические и поведенческие расстройства у участников боевых действий.
ПТСР. Дифференциальная диагностика с другими видами патологий у участников боевых действий.
Зависимости у участников боевых действий.
Гипноз и ПТСР.
Техники арт-терапии при работе с участниками боевых действий.
Психотерапевтические методы работы с родственниками участников боевых действий.
Ресурсное восстановление и профилактика эмоционального выгорания психолога после работы с клиентом с ПТСР
Блок по психиатрии (тариф "Обучение в группе")
Невротические расстройства у участников боевых действий.
Расстройства шизофренического спектра у участников боевых действий.
Органические расстройства у участников боевых действий.
Личностные особенности у участников боевых действий.
Бонус (тариф "Обучение в группе")
Работа психолога в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций.
Купить курс
Посмотреть видео курса
Вернуться на главную страницу
ООО "Академия психотехнологий, гипноза и коучинга"
+7(831) 283-40-04
apgic@mail.ru
г. Нижний Новгород, пл. Комсомольская 10/2-194
Реквизиты и контакты
Публичная оферта
Пользовательское соглашение
Способы оплаты
Лицензия
ООО "Академия психотехнологий, гипноза и коучинга"
+7(831) 283-40-04
apgic@mail.ru
г. Нижний Новгород, пл. Комсомольская 10/2-194
Наверх
Made on
Tilda